Центр «Музыкальные культуры мира»
История научно-учебного направления «Музыкальные культуры мира» началась в Московской консерватории в конце 1970-х гг., когда здесь впервые появился поработавший к тому времени во многих странах Азии и Африки композитор Дживани Михайлов (1938-1995 гг.). Как человек с нестандартными биографией, внешностью и мыслями, Михайлов был встречен консерваторским сообществом очень по-разному: одних заинтересовывал своими рассуждениями, других смущал и даже шокировал. Тогда, в 1970-х, когда советское музыковедение стояло на прочных идеологических позициях и когда считалось, что система взглядов, выработанная на основе анализа европейской композиторской музыки, приложима абсолютно ко всей музыке мира, суждения Дживани Михайлова о множественности и непохожести звуковых систем казались не очень убедительными.
Дживани Константинович Михайлов (1938-1995 гг.) – композитор, учёный, педагог, автор уникальной методологической системы изучения музыкальных культур мира, создатель одноимённого научно-учебного направления в Московской консерватории.
Благодаря творческим поездкам в разные страны, знакомству и дружбе с выдающимися музыкантами из разных стран, Дживани Михайлов знал о многих музыкальных традициях Азии, Африки и Америки не по книгам, а из своего личного опыта. Достоверность его информации, умение понять и объяснить явления других культур позволили ему постепенно сплотить вокруг себя круг единомышленников, на основе которого в Московской консерватории сложилась некая структура, несколько раз менявшая свой статус и названия (лаборатория, сектор, кафедра) и, наконец, окончательно закрепившаяся в качестве Центра «Музыкальные культуры мира» в 1995 году.
Маргарита Ивановна Каратыгина – руководитель центра, ученица и последовательница Дживани Константиновича Михайлова.
Сегодня Центр «Музыкальные культуры мира» является необходимой составной частью Департамента международного сотрудничества Московской консерватории, занимаясь воплощением разнообразных международных творческих проектов. В целях оптимизации своих задач Центр развивает на своей базе неформальные структуры (например, Российско-японский центр музыкальной культуры), а также создает на своей базе творческие коллективы и осуществляет квалифицированное художественное руководство их деятельностью (ансамбль японской музыки «Wa-On», ансамбль китайской музыки «Дракон и Феникс», группа иранской музыки «Караван»).
Центр располагает уникальными фондами материалов, в том числе архивом Дживани Константиновича, а также специальной библиотекой, фонотекой, видеотекой. Центр организует многочисленные концерты, творческие встречи, лекции и другие научные и просветительские акции, театральные проекты («Предание о цветке стиля», Опера «О-Нацу»), а также развивает несколько масштабных международных проектов («Вселенная звука», «Душа Японии», «Потомки Арктиды», «Собираем друзей» и др.).
Учебная деятельность Центра осуществляется на базе Московской консерватории, включает лекционные курсы для студентов и аспирантов, дипломные и диссертационные исследования, а также классы японской, китайской, индийской музыки.