Приёмы игры и нотация

При игре на цитре цинь, очень большое значение имеет техника пальцев рук. За время своего существования, в традиции цитры цинь сформировалась своя, абсолютно уникальная техника приемов игры. Каждый прием извлечения звука записывается в виде сокращенных китайских иероглифов, так называемых Jiǎnzì 減字 (Цзяньцзы).

Позиции кистей правой и левой рук при извлечении звуков
Пример современной записи нот для цитры цинь

Примеры записи и прочтения Jiǎnzì:

1. Dàzhǐ – Qīhuī – Tiǎo – Wǔxián (大指 – 七徽 – 挑 – 五弦)

1. Dàzhǐ — Qīhuī — Tiǎo — Wǔxián (大指 — 七徽 — 挑 — 五弦)

Этот символ означает, что Вы должны использовать большой палец левой руки, чтобы придавить 5-ую струну на 7-ом ладу и указательный палец правой руки, чтобы играть приём Tiǎo на 5-ой струне.

2. Míngzhǐ – Jiǔhuī – Tiǎo – Wǔxián (名指 – 九徽 – 挑 – 五弦)

2. Míngzhǐ — Jiǔhuī — Tiǎo — Wǔxián (名指 — 九徽 — 挑 — 五弦)

Этот символ означает, что Вы должны использовать безымянный палец левой руки, чтобы придавить 5-ую струну на 9-ом ладу и указательный палец правой руки, чтобы играть приём Tiǎo на 5-ой струне.

3. Zhōngzhǐ – Shíhuī – Gōu – Sìxián (中指 – 十徽 – 勾 – 四弦)

3. Zhōngzhǐ — Shíhuī — Gōu — Sìxián (中指 — 十徽 — 勾 — 四弦)

Этот символ означает, что Вы должны использовать средний палец левой руки, чтобы придавить 4-ую струну на 10-ом ладу и средний палец правой руки, чтобы играть приём Gōu на 4-ой струне.

4. Míngzhǐ – Jiǔhuī – Gōu – Sìxián (名指 – 九徽 – 勾 – 四弦)

4. Míngzhǐ — Jiǔhuī — Gōu — Sìxián (名指 — 九徽 — 勾 — 四弦)

Этот символ означает, что Вы должны использовать безымянный палец левой руки, чтобы придавить 4-ую струну на 9-ом ладу и средний палец правой руки, чтобы играть приём Gōu на 4-ой струне.

Три вида извлечения звука:

1. Sàn Yīn 散音 (“Рассеянные звуки”, Открытые струны) – извлечение звуков только правой рукой. Звук – естественный, природный звук целых струн. Левая рука не касается струн. Звук только за счёт щипания пальцами правой руки.

2. Fàn Yīn 泛音 (“Плывущие звуки”, Гармоника) – пальцы левой руки слегка касаются струн, чтобы остановить вибрацию, вызываемую правой рукой. Звук легок и ярок.
а) Пальцы левой руки слегка касаются струн. В то же самое время правая рука играет на струнах так, чтобы они издавали очень ясный и свежий звук.
б) Пальцы левой руки стоят в нужном положении над ладом, но не касаются струн, сохраняя интервал в одно рисовое зернышко между пальцами и струнами. В то же самое время правая рука щипает струны так, чтобы вибрирующие струны коснулись левых пальцев, чтобы создать Fàn Yīn. Это используется в ситуации, когда правая рука должна щипнуть несколько струн, чтобы создать продолжающийся Fàn Yīn.

3. Aàn Yīn 按音 (“Статичные звуки”, Фундаментальный тон) – пальцы левой руки прижимают струны, а правые извлекают звуки. Звук твердый. Левая рука плотно придавливает струны, а правая рука извлекает звук. Написание Aàn Yīn обычно опускается, потому, что нотация положения пальцев левой руки над ладом и есть обозначение способа извлечения звука.