«Гуанлин сань» 廣陵散 «Поэма Гуанлина»

«Гуанлин сань» 《廣陵散》 «Поэма Гуанлина» Ли Фэнъюнь (цитра цинь) (1996 г.)
«Гуанлин сань» 《廣陵散》 «Поэма Гуанлина» Ли Фэнъюнь (цитра цинь) (2013 г.)

Гуанлин сань — одна из известных древних пьес Китая, и среди произведений для гуциня она занимает важнейшее место. Эта пьеса уже 1700 лет назад появилась в репертуаре выдающегося исполнителя Цзи Кана (223 — 262). При династии Сун создатель первой китайской музыкальной энциклопедии Чэн Ян сравнивал Гуанлин сань с Шицзин — Книгой песен, к тому же называл его «главнокомандующим среди пьес» (цюй чжи шичжан). Пьеса состоит из сорока пяти разделов, ее структура масштабна; обладает большим мелодическим разнообразием. Техника сравнительно сложна; интонации горячие и темпераментные. Произведение обладает ярко выраженным сольным характером. Благодаря этим качествам пьеса особенно известна.
Множество древних пьес берет свои истоки в народной музыке, и это факт; естественно, когда распространенная в какой-либо местности мелодия приобретает название этой местности. Поэтому справедливо говорить о том, что Поэма Гуанлина была одной из распространенных народных пьес.
Согласно найденным в настоящее время «путеводным нитям», Гуанлин сань следует отнести к детищам Чуской культуры. Среди рассматриваемых Чжан Юном в Юань цзя цзи лу (Начальные записи о прекрасном мастерстве) семи даньцюй (пьесы дань) из Собрания песен Юэфу, Чуских пьес — первая из них — Поэма Гуанлина. Цзи Кан среди восточных фу выделяет несколько произведений для гуциня, подобных Гуанлин сань, и большинство из них [используют] Чуские мелодии (Чудяо). Ци Ванжун в своих стихах определенно указывает на чуский характер Гуанлин сань. К этому можно прибавить косвенное доказательство: покушение Не Чжэна на [правителя] Хань могло взбудоражить царства Цзинь, Чу, Ци и Вэй. Поэтому возможно, что в царстве Чу была известна история о Не Чжэне и нашелся человек, сложивший музыкальную пьесу [на эту тему]. Князь Чу Хуай (Чуский Хуай) [упоминает] о крепости Гуанлин еще в 320 г. до н. э., может быть, пьеса приобрела свое имя благодаря распространенности в этой местности. В эпоху Троецарствия Ду Куй был «прекрасен в Гуанлин сань», Цзи Кан учился у его сына [возможно]. По мнению Лю Бяо, Куй мог жить в Цзинчжоу и соприкасаться со звуками Чу.
Каждая часть Гуанлин сань имеет подзаголовок; благодаря этим подзаголовкам можно узнать, что действие происходит в эпоху Чжаньго (т. е. Воюющих царств; IV в. до н. э.) и речь идет о мести Не Чжэна. Не Чжэн убил ханьского князя, отомстив за отца. Отец Не Чжэна ковал меч для ханьского правителя, но не успел закончить в срок и был жестоко казнен. Чтобы отомстить за отца, Не Чжэну пришлось очень трудно: он ушел в горы, где учился играть на цине и десять лет занимался гунфу, [в результате чего] достиг несравненного мастерства. Правитель услышал, что в стране появился выдающийся исполнитель на цине и позвал его во дворец, чтобы послушать. Но он не знал, что это — тот самый Не Чжэн, который хотел отомстить за своего отца. Во время игры на цине Не Чжэн выхватил из-за инструмента нож и убил князя. Не Чжэн боялся, что может пострадать его мать и покончил с собой самосожжением. Власти не знали, кто это убил правителя и назначили вознаграждение в тысячу золотых слитков за имя преступника. Мать Не Чжэна для того, чтобы распространить его имя, опознала труп и умерла рядом с ним. Эта история описана ханьским Цай Юном в Цинь цао («Мелодии для циня»), в пьесе «Не Чжэн убивает ханьского князя».
Не Чжэн убил ханьского правителя, мстя за отца.
Древние люди преклонялись перед музыкой Гуанлин сань и даже возносили ее до мистической степени. Существует множество рассказов, живо описывающих, как таинственный дух в уединении обучал Цзи Кана играть на цине, а в эпоху Сун выдающийся художник изобразил эту историю на картине. В древности исполнители на цине, очень ценившие и к тому же глубоко проникающие в суть Гуанлин сань, писали живые и тщательные строки
Лоу Юэ, около пятидесяти лет игравший Гуанлин сань «бурно, до слез», полагает, что Хань Юй в своем стихотворении Слушая игру учителя Ина «десятью начальными предложениями описал всю пьесу, неизбежно то, что это его сочинение, редкое по сути».
Слова родных детей теперь так величавы,
Парят облака и воздушны ивы словно без корней и стволов,
Гомон и щебет сотни птиц, — но не подняться наверх.
Добро, вражда в тебе, и на борьбу герой стремится!
А вечные, бескрайние просторы неба и земли клубятся вслед.
И вдруг увидишь одиноких фениксов, и вмиг потеряны все силы.

Стихотворение описывает сопоставление мягкого и сильного в музыкальном произведении; свободное и чистое развитие мелодии флажолет , льющееся беспрепятственно чувство и внезапные перемены, которые непостижимым образом волнуют сердца людей.
Елюй Чуцай в своем масштабном стихотворении так описал часть Гуанлин сань:
В старинных нотах вознесен чиновник, поделены они на пять частей.
Вмещается в сорок четыре пая. Стремятся струны к мелодии последней;
Вначале удивительны они, как раненного бамбука хруст,
«Побег» стремителен, горяч, но где же сила «Превосходства» ?
И «Одинокий крик» вознесся в небеса, а «Гнев» звучит — как будто яшма, жемчуг
упали на нефритовое блюдо. В древних соснах, журавли, их голоса — как жалоба и ропот,
И все же величавы. Большая вдруг струна запела «нянь» , и облака рассеялись, как дым,
Но «бо-ла» несравненны звуки, одним ударом прекращают тысячи движений,
Не думал я, что море голосов вмещается в сорок четыре пая.
Вдруг разделяет все струна шестая, как лопнувший внезапно шелк.
И «Старшая сестра» скорбит по брату и «выхвачен клинок» .
А радуга — как яшма, ввысь уходит. «Морозный ветер» шелестит «сэсэ».
И град по шляпе рыбака колотит. Из кипарисов — странный обезьяний крик,
Студеный ключ и древних гор поток О, не кричите ленивы и вязки.
Должно быть, струны порваны, коль дождь и ветер самовольно дышат.
Грохочущие молнии. Опять играет беспокойный дух в таинственные слезы.

Можно видеть, как автор восхищается контрастом Гуанлин сань — от состояния одиночества, жалобы и грусти до возбужденного и темпераментного.

«Гуанлин Сань» «Поэма Гуанлина»
Это древнее произведение эпохи Хань (206-220 г. до н. э.), повествующее о том, как некто, отомстив правителю страны за смерть своего отца, покончил с собой.
«Guǎnglíng sǎn» «Гуанлин сань»
Древняя музыкая.
В начале правления поздней династии Хань появились свидетельства об этой мелодии, повествующие историю Ниэ Чжэна, убившего императора Ханя. В период Троецарствия, Цзи Кан был известным исполнителем этого фрагмента. Структура этого фрагмента огромна, музыка полна волнения и печали и отражает героический дух решительной встречи со смертью.
02 «Гуанлинский напев» («Гуанлин сань»)
Иероглифом сань (散) в названии обозначается жанр пьесы. По преданию, пьеса известна со времён династии Восточная Хань (25-221(220)). В то время она была распространена в Гуанлине (современная пров. Цзянсу, г. Янчжоу) и исполнялась ансамблем музыкантов, играющих на цитрах цинь, чжэн и чжу, губном органе шэн. «Гуанлин сань» — одна из самых технически сложных пьес в репертуаре цитры гуцинь.

Часть Гуанлин сань: «Побег» — Ван шэнь (亡身)
Часть «Превосходство» — Чун гуань (冲冠).
Часть «Гнев» — Фану (發怒)
Прием «нянь» — 捻 — крутить, наматывать.
О приеме «бо-ла» см. стр. 11
Часть Гуанлин сань: «Старшая сестра» — Бе цзы ( 別姊)
Часть «Выхвачен клинок» — Тоу цзянь (投劍)
Часть «Морозный ветер» — Хань фэн (寒風)