2. Техники правой руки

Приёмы игры для правой руки – «30 уроков игры на цитре цинь» Ли Фэнъюнь

Приёмы игры для правой руки («30 уроков игры на цитре цинь» Ли Фэнъюнь)
Приёмы игры для правой руки («30 уроков игры на цитре цинь» Ли Фэнъюнь)

1. Tuō – приём для большого пальца правой руки. Используя средний палец как точку опоры, правым боком большого пальца выполняется “Тхо”, по струне ударяет сначала палец (подушечка), а затем ноготь (урок 3).

2. – приём для большого пальца. Используя средний палец как точку опоры, большим пальцем по струне выполняется приём Пхи по направлению к себе. Первый сустав большого пальца естественно согнут, Пхи выполняется правой стороной ногтевой пластины (урок 12).

3. – выполняется указательным пальцем правой руки по направлению к себе. Мо – струны касается сначала палец, затем ноготь, используется самый кончик пальца (урок 2).

4. Tiāo – приём для указательного пальца. Ладонь находится в естественном наполовину собранном положении; большой палец легко прижат к указательному слева, между ногтем и первым суставом (под линией первого сустава). Указательный палец выполняет Тхяо в направлении от себя, используется кончик пальца. Средний палец находится на струне через одну от той, по которой выполняется Тхяо, и используется как точка опоры (урок 1).

5. Gōu – приём для среднего пальца. Средним пальцем выполняется Гоу, струны касается сначала палец, а затем ноготь, используется кончик пальца. После выполнения приёма средний палец опирается на следующую струну (урок 1).

6. – приём для среднего пальца. Кончиком ногтя среднего пальца выполняется приём Тхи в направлении от себя. Палец слегка согнут (урок 2).

7. – приём Да выполняется безымянным пальцем правой руки в направлении к себе. Требования такие же, как и для Гоу (урок 18).

8. Zhāi – безымянный палец правой руки выполняет приём, аналогичный Тхи, направление от себя – это называется Чжай. Требования такие же, как и для Тхи (урок 18).

Вышеописанные восемь приёмов часто называются «восемь техник для правой руки».

9. Cuō – когда одновременно выполняются приёмы Тхяо и Гоу, это называется Сяо цхо, малое Цхо. Когда одновременно выполняются Тхо и Гоу, это называется Да цхо, большое Цхо (урок 3).

10. 反撮 Fǎn cuō – после выполнения Сяо цхо (одновременно Тхяо и Гоу) в обратную сторону вместе выполняются Тхи и Мо – это называется Фань цхо. После выполнения Да цхо (одновременно Тхо и Гоу) в обратную сторону вместе выполняются Пхи и Тхи – это называется Фань цхо (урок 12).

11. 搯撮三声 Tāo cuō sān shēng – безымянный палец левой руки прижимает струну, большой выполняет сначала 掩 Янь, затем 搯起 Таоци, а потом правой рукой выполняется Цхо. И снова Янь, Таоци, Янь, Таоци, а затем Цо. Иногда Таоци содержит в себе звук Янь (урок 23).

12. 拨 Bō – в этой технике обычно вместе звучат прижатая ань и открытая сань струны. Левая рука прижимает струну, указательный, средний и безымянный пальцы правой руки плотно собраны, кончики пальцев расположены чуть ниже уровня струны и наискосок, затем выполняется приём Бо – по двум соседним струнам по направлению к себе (урок 23).

13. 剌 Là – указательный, средний и безымянный пальцы слегка согнуты, кончики пальцев ударяют по струне от себя наискосок (урок 23).

14. 搯拨剌三声 Tāo bō là sān shēng – приём, аналогичный Тао цо сань шэн. Первое Цо заменяется на Бо, а второе – на Ла.

15. 轮指 Lún zhǐ – правой рукой один за другим на одной струне выполняются приёмы Чжай, Ти и Тяо. Приём может выполняться с различной скоростью – в зависимости от требований мелодии (урок 17).

16. 半轮 Bàn lún – правой рукой один за другим на одной струне выполняются приёмы Чжай и Ти. Могут также выполняться Ти и Тяо.

17. 半涓 Bàn juān – на одной струне выполняются друг за другом приёмы Мо и Гоу. Гоу нужно выполнять несколько легче, чем Мо.

18. 叠涓 Dié juān – на одной струне выполняются друг за другом приёмы Мо и Гоу. Пальцы как будто догоняют один другой (урок 29).

19. 滚 Gǔn – безымянный палец правой руки выполняет приём Чжай последовательно, не прерываясь, на струнах с седьмой по вторую или в соответствии с требованиями пьесы. Палец при этом легко изогнут, первый сустав не подвижен (твёрдый, прочный) (урок 18).

20. 拂 Fú – указательный палец правой руки выполняет приём Мо на струнах с первой по седьмую последовательно, не прерываясь (урок 18).

21. 滚拂 Gǔn fú – два эти приёма используются один за другим. Пальцы должны поддерживать овальную форму. Выполняя приём Гунь, надо двигаться по струнам влево, выполняя Фу – вправо, непрерывно, без разрыва.

22. 伏 Fú – приём, следующий за приёмом Ла. После выполнения приёма Ла на первой и второй струне в районе четвёртого-пятого ладов, пальцы ударяют по струнам, ладонь накрывает струны, останавливая звук (описания в учебнике нет, приём есть в «Пинша ло янь», стр.125).

23. 如一 Rúyī – приём ти выполняется правой рукой одновременно на двух струнах, одна из которых прижата, а другая открытая (урок 14).

24. 双弹 Shuāng tán – указательный и средний пальцы правой руки слегка согнуты, большой прижимается к кончику [указательного], центр ладони развёрнут вправо. Сначала выполняется Ти, затем Тяо, звук на обеих струнах один и тот же (т.е. Ти и Тяо выполняются на двух соседних струнах каждый) (урок 21).

25. 三弹 Sān tán – к приёму Шуан тань добавляется приём Чжай для безымянного пальца, получается три звука. Требования те же, что и для Шуан тань.

26. 打圆 Dǎ yuán – пальцами правой руки на разных струнах играются Тяо и Гоу – получается два звука. Они играются несколько медленнее, а затем, уже быстрее, следуют ещё четыре звука [на тех же струнах, снова Тяо и Гоу по очереди], и наконец добавляется последний длинный звук, приём Тяо. Иногда в качестве взаимодополняющих приёмов используются То и Гоу (урок 21).

27. 历 Lì – указательным пальцем выполняется приём Тяо на двух или более подряд струнах. Звуки быстрые и лёгкие (урок 2).

28. 锁 Suǒ – правой рукой извлекается последовательность звуков на одной и той же струне.

29. 背锁 Bèi suǒ – последовательно выполняются Ти, Мо и Тяо.

30. 短锁 Duǎn suǒ – сначала выполняются Мо и Гоу, а затем Бэй со, всего пять звуков.

31. 长锁 Cháng suǒ – сначала выполняются Мо, Тяо, Мо и Гоу, а затем Бэй со, всего семь звуков. Иногда приём чан со состоит из девяти звуков, тогда в конце добавляются ещё Мо и Тяо. Или приём выполняется сообразно ситуации. (описания в учебнике нет, приём есть в «Цзю куан», стр.96).

32. 索铃 Suǒ líng – такой же приём, что и 滚 Гунь. На нескольких струнах на одном и том же ладу выполняется приём Тяо. Словно несколько колокольчиков висит на одной верёвочке, звуки отчётливые, ясные, между ними нет разрыва. Приём часто используется в фань инь (урок 29).

33. 圆搂 Yuán lǒuГоу и Мо извлекаются одновременно на струнах через одну (урок 17).