2. Техники правой руки
Приёмы игры для правой руки – «30 уроков игры на цитре цинь» Ли Фэнъюнь
1. 托 Tuō – приём для большого пальца правой руки. Используя средний палец как точку опоры, правым боком большого пальца выполняется “Тхо”, по струне ударяет сначала палец (подушечка), а затем ноготь (урок 3).
2. 劈 Pī – приём для большого пальца. Используя средний палец как точку опоры, большим пальцем по струне выполняется приём Пхи по направлению к себе. Первый сустав большого пальца естественно согнут, Пхи выполняется правой стороной ногтевой пластины (урок 12).
3. 抹 Mò – выполняется указательным пальцем правой руки по направлению к себе. Мо – струны касается сначала палец, затем ноготь, используется самый кончик пальца (урок 2).
4. 挑 Tiāo – приём для указательного пальца. Ладонь находится в естественном наполовину собранном положении; большой палец легко прижат к указательному слева, между ногтем и первым суставом (под линией первого сустава). Указательный палец выполняет Тхяо в направлении от себя, используется кончик пальца. Средний палец находится на струне через одну от той, по которой выполняется Тхяо, и используется как точка опоры (урок 1).
5. 勾 Gōu – приём для среднего пальца. Средним пальцем выполняется Гоу, струны касается сначала палец, а затем ноготь, используется кончик пальца. После выполнения приёма средний палец опирается на следующую струну (урок 1).
6. 剔 Tī – приём для среднего пальца. Кончиком ногтя среднего пальца выполняется приём Тхи в направлении от себя. Палец слегка согнут (урок 2).
7. 打 Dǎ – приём Да выполняется безымянным пальцем правой руки в направлении к себе. Требования такие же, как и для Гоу (урок 18).
8. 摘 Zhāi – безымянный палец правой руки выполняет приём, аналогичный Тхи, направление от себя – это называется Чжай. Требования такие же, как и для Тхи (урок 18).
Вышеописанные восемь приёмов часто называются «восемь техник для правой руки».
9. 撮 Cuō – когда одновременно выполняются приёмы Тхяо и Гоу, это называется Сяо цхо, малое Цхо. Когда одновременно выполняются Тхо и Гоу, это называется Да цхо, большое Цхо (урок 3).
10. 反撮 Fǎn cuō – после выполнения Сяо цхо (одновременно Тхяо и Гоу) в обратную сторону вместе выполняются Тхи и Мо – это называется Фань цхо. После выполнения Да цхо (одновременно Тхо и Гоу) в обратную сторону вместе выполняются Пхи и Тхи – это называется Фань цхо (урок 12).
11. 搯撮三声 Tāo cuō sān shēng – безымянный палец левой руки прижимает струну, большой выполняет сначала 掩 Янь, затем 搯起 Таоци, а потом правой рукой выполняется Цхо. И снова Янь, Таоци, Янь, Таоци, а затем Цо. Иногда Таоци содержит в себе звук Янь (урок 23).
12. 拨 Bō – в этой технике обычно вместе звучат прижатая ань и открытая сань струны. Левая рука прижимает струну, указательный, средний и безымянный пальцы правой руки плотно собраны, кончики пальцев расположены чуть ниже уровня струны и наискосок, затем выполняется приём Бо – по двум соседним струнам по направлению к себе (урок 23).
13. 剌 Là – указательный, средний и безымянный пальцы слегка согнуты, кончики пальцев ударяют по струне от себя наискосок (урок 23).
14. 搯拨剌三声 Tāo bō là sān shēng – приём, аналогичный Тао цо сань шэн. Первое Цо заменяется на Бо, а второе – на Ла.
15. 轮指 Lún zhǐ – правой рукой один за другим на одной струне выполняются приёмы Чжай, Ти и Тяо. Приём может выполняться с различной скоростью – в зависимости от требований мелодии (урок 17).
16. 半轮 Bàn lún – правой рукой один за другим на одной струне выполняются приёмы Чжай и Ти. Могут также выполняться Ти и Тяо.
17. 半涓 Bàn juān – на одной струне выполняются друг за другом приёмы Мо и Гоу. Гоу нужно выполнять несколько легче, чем Мо.
18. 叠涓 Dié juān – на одной струне выполняются друг за другом приёмы Мо и Гоу. Пальцы как будто догоняют один другой (урок 29).
19. 滚 Gǔn – безымянный палец правой руки выполняет приём Чжай последовательно, не прерываясь, на струнах с седьмой по вторую или в соответствии с требованиями пьесы. Палец при этом легко изогнут, первый сустав не подвижен (твёрдый, прочный) (урок 18).
20. 拂 Fú – указательный палец правой руки выполняет приём Мо на струнах с первой по седьмую последовательно, не прерываясь (урок 18).
21. 滚拂 Gǔn fú – два эти приёма используются один за другим. Пальцы должны поддерживать овальную форму. Выполняя приём Гунь, надо двигаться по струнам влево, выполняя Фу – вправо, непрерывно, без разрыва.
22. 伏 Fú – приём, следующий за приёмом Ла. После выполнения приёма Ла на первой и второй струне в районе четвёртого-пятого ладов, пальцы ударяют по струнам, ладонь накрывает струны, останавливая звук (описания в учебнике нет, приём есть в «Пинша ло янь», стр.125).
23. 如一 Rúyī – приём ти выполняется правой рукой одновременно на двух струнах, одна из которых прижата, а другая открытая (урок 14).
24. 双弹 Shuāng tán – указательный и средний пальцы правой руки слегка согнуты, большой прижимается к кончику [указательного], центр ладони развёрнут вправо. Сначала выполняется Ти, затем Тяо, звук на обеих струнах один и тот же (т.е. Ти и Тяо выполняются на двух соседних струнах каждый) (урок 21).
25. 三弹 Sān tán – к приёму Шуан тань добавляется приём Чжай для безымянного пальца, получается три звука. Требования те же, что и для Шуан тань.
26. 打圆 Dǎ yuán – пальцами правой руки на разных струнах играются Тяо и Гоу – получается два звука. Они играются несколько медленнее, а затем, уже быстрее, следуют ещё четыре звука [на тех же струнах, снова Тяо и Гоу по очереди], и наконец добавляется последний длинный звук, приём Тяо. Иногда в качестве взаимодополняющих приёмов используются То и Гоу (урок 21).
27. 历 Lì – указательным пальцем выполняется приём Тяо на двух или более подряд струнах. Звуки быстрые и лёгкие (урок 2).
28. 锁 Suǒ – правой рукой извлекается последовательность звуков на одной и той же струне.
29. 背锁 Bèi suǒ – последовательно выполняются Ти, Мо и Тяо.
30. 短锁 Duǎn suǒ – сначала выполняются Мо и Гоу, а затем Бэй со, всего пять звуков.
31. 长锁 Cháng suǒ – сначала выполняются Мо, Тяо, Мо и Гоу, а затем Бэй со, всего семь звуков. Иногда приём чан со состоит из девяти звуков, тогда в конце добавляются ещё Мо и Тяо. Или приём выполняется сообразно ситуации. (описания в учебнике нет, приём есть в «Цзю куан», стр.96).
32. 索铃 Suǒ líng – такой же приём, что и 滚 Гунь. На нескольких струнах на одном и том же ладу выполняется приём Тяо. Словно несколько колокольчиков висит на одной верёвочке, звуки отчётливые, ясные, между ними нет разрыва. Приём часто используется в фань инь (урок 29).
33. 圆搂 Yuán lǒu – Гоу и Мо извлекаются одновременно на струнах через одну (урок 17).