Цитра цинь и её числа

Музыкальная культура Китая богата различными инструментами, но особо выдающимся среди них следует считать цитру цинь, которая использовалась для исполнения чрезвычайно рафинированной, эзотерической и достаточно изящной музыки. По одной из легенд, цитру цинь изобрел Фуcи, а Хуанди её усовершенствовал. Самые ранние упоминания о цитре цинь имеются в канонах «Ши цзин» 詩經 («Книга песен») и «Ли цзи» 禮記 («Книга ритуалов»). Этот струнный щипковый музыкальный инструмент в Европе иногда ошибочно рассматривают как вид лютни, что не правильно, поскольку у цитры цинь нет грифа. Исходя из этой и других характеристик, цинь — это одна из разновидности цитр.

Каждой части цитры цинь приписывается символическое значение. Продолговатый деревянный фигурный корпус цитры состоит из верхней и нижней дек, немного сужающихся к одному концу (по левую руку от исполнителя) и разделенных боковыми стенками.

Верхняя дека — выпуклая и символизирует Тянь 天 (небо), нижняя — плоская и символизирует Ди 地 (землю). Верхняя дека делалась из китайского Тунгового дерева Ютун 油桐 (Vernicia fordii), а нижняя — из более жесткого дерева Цзы 梓 (Catalpa ovata). Поверхность цитры покрывалась лаком, получаемым из китайского лакового дерева Ци 漆 (Toxicodendron vernicifluum) и смешанным с тем или иным наполнителем (олений рог, керамический порошок и др.). Над верхней декой располагаются струны Сянь 絃, опирающиеся на порожек Юэшань 岳山.

В традиционной версии развития считается, что первоначально цитра цинь имела пять струн, которые связывали с пятью первоэлементами-стихиями «У син» 五行 (деревом, огнем, почвой, водой и металлом). Более поздняя форма, которая уже существовала в период Чжоу (1122–221 гг. до н.э.), была семиструнной. По легенде, шестую струну добавил родоначальник чжоуской династии Вэнь Ван 文王, чтобы оплакать своего сына Бо Икао 伯邑考, зверски убитого последним шанским правителем. Его приемник У Ван 武王 добавил седьмую струну, чтобы воодушевлять свои отряды в сражениях с шанцами. Хотя в китайской музыке имеется и гептатоника, семь струн цитры цинь строятся по пентатонике, а добавленные струны являются просто октавными повторениями имеющихся. В эпоху Цин (1644–1911 гг.) все семь струн стали соотносить с семью днями недели.

Струны цитры цинь с древности изготавливаются из сплетенных и пропитанных клеем нитей шёлка особого качества и являются достаточно прочными. В настоящее время их делают ещё металлическими с нейлоновой обмоткой. Согласно древней традиции, по толщине струны подразделяются на три группы: тонкие струны — Тайгу 太古 («Великая древность»), средние — Чжунцин 中清 («Средняя ясность»), толстые — Цзячжун 加重 («Добавленная толщина»). Шёлковые струны изготавливают достаточно длинными (около 2 м), что позволяет продлить срок их службы, поскольку если струна перетёрлась на мосту или порвалась рядом с ним, то достаточно просто отмотать несколько её витков с крепления, удлинив её тем самым, и натянуть вновь.

Тринадцать меток Хуэй 徽 на верхней деке ассоциировались с двенадцатью обычными и одним дополнительным месяцами года. Хотя реальная длина цитры цинь варьировалась, считалось, что она должна составлять 3 чи, 6 цуней и 5 фэней, что вместе символизировало 365 дней в году.

Изнутри верхняя дека выдолблена, до некоторой степени повторяя контур поверхности. В нижней деке имеются два резонаторных отверстия — Лун чи 龍池 («Озеро Дракона») и Фэн чжао 鳳沼 («Пруд Феникса»). Также с узкой стороны к нижней деке крепятся две ноги-подставки Янь цзу 雁足 («Лапы дикого гуся») или Фэн цзу 鳳足 («Лапы Феникса»), за которые крепятся струны, а с широкой — колки Чжэнь 軫 для их натягивания. Бока инструмента называются Фэн и 鳳翼 («Крыльями феникса»). Внутри цитры имеются поглотители звука Наинь 納音, устраняющие нежелательный призвуки, и две распорки — Тянь чжу 天柱 («Небесный столп») и Ди чжу 地柱 («Земной столп»), установленные между нижней и верхней деками и служащие для укрепления всей конструкции. С целью предотвращения деформаций корпуса цитру цинь хранят в вертикальном положении, например, вешая на стену.

Также говорится о Лун инь 龍齦 («Дёснах Дракона»), Шоу лун 首龍 («Голове Дракона»), Вэй лун 尾龍 («Хвосте Дракона»), Гуань цзяо 冠角 («Церемониальной шапке») и многом другом.

У знаменитого китайского историка Сыма Цяня 司馬遷 (135–86 гг. до н.э.) в трактате «Юэ шу» 樂書 («Книга о музыке»), входящем в «Ши цзи» 史記 («Исторические записки»), даётся Чжэнду («Правильный размер») цитры цинь: 8 чи и 1 цунь, что приблизительно равно 2,24 м (в эпоху Западной Хань 1 Чи = 27,65 см, 1 Цунь = 2,765 см). Вероятно, в запись вкралась опечатка, поскольку данный размер совершенно неправдоподобен — он намного превышает размах рук рослого человека, а значит, на таком инструменте просто невозможно играть. Реально современная цитра цинь имеет длину от 1 до 1,6 м. Сохранилось много подобных инструментов, датируемых эпохой Тан (618–907 гг.). Некоторые их них все еще пригодны для игры. В 1978 году во время раскопок гробницы удельного князя И, похороненного в 433 г. до н.э. недалеко от Лэйгудуня (пров. Хубэй), были обнаружены цитры, меньшего размера, около трети длины современной цитры цинь, но вряд ли они являются инструментами того же класса, что и цитра цинь. Струны у них располагаются высоко над декой, которая имеет неровную поверхность. Это позволяет сделать вывод, что, вероятно, игра на них велась только на открытых струнах.

В традиционной науке о цитре цинь важен был порядок струн. Сыма Цянь в «Юэ шу» 樂書 указывал, что струна, издающая ноту Гун, помещается в середине пятеричного набора струн, чем уподобляется Цзюнь («Правителю»). Струна с нотой Шан — с правой стороны от неё. Остальные струны размещаются «не нарушая своего порядка» и в отношении Цзюнь-чэнь («Правителя и слуги»). Считалось, что звучание каждой струны могло вызвать определенное эмоционально-нравственное состояние. Согласно Сыма Цяню, «слушая мелодию в тоне Гун, люди становятся кроткими, спокойными и более широкими [во взглядах]; слушая мелодию в тоне Шан, люди становятся прямыми и строгих правил, любящими справедливость; слушая мелодию в тоне Цзюэ, люди становятся чувствительными к страданиям других и человеколюбивыми; слушая мелодию в тоне Чжи, люди начинают радоваться хорошему и любят оказывать благодеяния; слушая мелодию в тоне Юн, люди становятся собранными, соблюдающими порядок и проявляют любовь к обрядам».

В этом фрагменте упоминаются названия двух нот — Гун и Шан, которые в традиции рассматриваются как первая и вторая ступени пентатоники. Остальные ступени — это Цзюэ, Чжи и Юй. Китайская пентатоника строится на основе метода «Саньфэнь суньи» («Делить на три, убавить или прибавить», исходящего из теоретико-музыкальной системы «Люйлюй» («Нечетные и четные ступени хроматического звукоряда»). Подробно построение пентатоники описано Сыма Цянем в другом его трактате из «Ши цзи» 史記, а именно в «Люй шу» («Трактат о камертонах-люй»). Берётся тоника, которой присваивается число 81 — это «девять на девять». Оно соответствует тону Гун. Отнимаем от 81 одну треть (27), и получается 54 — тон Чжи. К «трем третям числа 54» прибавляем одну треть (18), и получается 72 — тон Шан. От «трех третей числа 72» отнимаем одну треть (24). Получается 48 — тон Юй. К «трем третям числа 48» прибавляем одну треть (16). Получается 64 — тон Цзюэ. По сути дела, этот метод предполагает построение звукоряда с помощью квинтового хода. От основной ноты (Гун = до = 1) берется квинта (Чжи = соль = 2/3), от нее еще квинта, которая транспонируется вниз на октаву (Шан = ре = 8/9), затем берется нетранспонирующаяся квинта (Юй = ля = 48/81) и транспонирующаяся (Цзюэ = ми = 64/81).

Таким образом, получается последовательность Гун, Чжи, Шан, Юй, Цзюэ, которая при ранжировании по высоте даст пентатонику: Гун, Шан, Цзюэ, Чжи, Юй. Здесь Гун — самая низкая нота, а Юй — высокая. На струнном инструменте им должны соответствовать самая толстая и самая тонкая струны. Но у Сыма Цяня отмечается, что струна с ной Гун стоит посередине всего набора. Получается, что струны не располагаются по порядку толщины, как в современных цитрах Цинь. Самая толстая стоит посередине, следующая по толщине — справа от нее, а как располагаются остальные — остается только догадываться, причем, прежде всего напрашиваются два варианта: 1) Чжи, Юй, Гун, Шан, Цзюэ; 2) Юй, Цзюэ, Гун, Шан, Чжи. Однако любое неранжированное по толщине (а значит и по высоте) расположение струн неудобно для игры.

Поэтому возможно предположить, что тут мы имеем дело с неточно переданной более древней традицией построения пентатоники.

Так, в книге «Гуань-цзы» («[Книга] учителя Гуаня»), написанной в IV–III вв. до н.э., в гл. 58 «Ди юань» («Земная служба» или «Земные чины») приводится несколько иной способ построения пентатоники. Гун здесь также берется в качестве исходной ступени и построение остальных ступеней происходит в том же порядке — Гун, Чжи, Шан, Юй, Цзюэ. Но первый шаг порождения направлен не вверх по высоте, а вниз. Получившейся ноте Чжи приписывается число 108, которое можно вычислить по принципу «Саньфэнь суньи» из 81: 81/3 = 27, 81 + 27 = 108. Затем также вычисляются остальные числа: 72, 96 и 64. В варианте, представленном у Сыма Цяня, числа нот Чжи и Юй в два раза меньше — 54 и 48, т.е. отличаются на октаву.

Эта пентатоника содержит в себе следующий ряд чисел, расставленных в порядке по высоте: 108, 96, 81, 72, 64. Нота Гун (81) при этом оказывается в середине, из которой, подобно Тай цзи («Великому пределу») китайской космологии, она порождает противоположные субстанции Инь и Ян — высокие и низкие звуки. О срединности Чжун этой ноты много пишется в китайских текстах, но только при таком построении она оказывается реальной.
Выбор местонахождения в звукоряде опорной ступени является весьма значимым. Если Гун стоит в начале звукоряда, то его можно уподобить современной европейской тонике, если же в середине — то древнегреческой Месе («Средняя»), срединной ноте, которая выполняла функцию центра тяготения для всех других нот октавного звукоряда, организовывая их вокруг себя. Учитывая, что второй вариант местоположения Гун более ранний, можно констатировать, что в Китае произошла эволюция музыкальной системы, подобная европейской, а именно переход от среднего по высоте опорного звука к нижнему.

Примечательно, что в случае семиструнной цитры цинь эта перемена формально ни в чем не отразилась. Две добавочные ноты представляют собой октавное повторение нот Чжи и Юй в пентатонике, и их можно рассматривать в качестве присоединенных как сверху, так и снизу. В первом случае это ноты, выражаемые числами 54 и 48, а во втором — 108 и 96.

Согласно традиции, количество шелковых нитей, используемых в струнах, было строго предписано и исходило из теории «Люйлюй», в которой соответствующие числа задавали математические отношения между нотами. Таким образом, начиная с самой толстой струны, числа были следующими: 108, 96, 81, 72, 64, 54, 48. На практике, разумеется, не только не соблюдалась такая точность, но и вообще использовались совершенно другие ориентиры. Реально количество нитей, из которых сплетались струны, доходило порой до 240.

Интересно, что четыре струны арабской лютни, настраиваемые по квартам, также состояли из нитей, количество которых (64, 48, 36 и 27) задавалось теорией. Причем не только принцип, но и сами числа у арабов подобны китайским: числа 64 и 48 идентичны, а 36 и 27 являются половинами чисел 72 и 54 китайской теории.

Характерной особенностью цитры цинь является то, что на ней нет ладов, но применяется такая разметка, которая, по сути, их заменяет и соответствует главным акустическим узлам, возникающим при колебаниях струны. В настоящее время известно, что при колебании струны звучат различные гармоники, т.е. призвуки, в совокупности с основным тоном имеющие частоты, которые находятся в отношении натурального ряда чисел (1:2:3:4:5 и т.д.) и образуются за счет колебаний соответствующих частей струны. На струне имеются как пункты, в которых вибрации этих гармоник отсутствуют (узлы), так и пункты, в которых они имеют максимальную амплитуду (пучности). Похоже, что создатели цитры знали об этом. Для ее разметки используются перламутровые или костяные кружочки Хуэй, вмонтированные в корпус рядом с самой толстой струной. Этих кружочков 13, их счет ведется справа налево, и этих кружочков 13, их счет ведется справа налево, и расположены они строго симметрично относительно центра. Хуэй обозначают части струн, выражаемые дробями начиная от 1/2 и кончая 1/8. При этом пропускаются 1/7 и кратные ей части, а также 3/8 и 5/8. Разметка цитры цинь служит для ориентировки для двух рук игрока: где левой рукой прижать струну к деке и в каком месте правой рукой защипнуть струну. Струны, начиная с самой толстой, настраиваются чаще всего на следующий лад: Чжи (C), Юй (D), Гун (F), Шан (G), Цзюэ (A), Чжи’ (c), Юй’ (d).

Разметка цитры цинь показывает глубокое понимание китайцами природы звука как вибрации. Несмотря на то что официально в Китае был утверждена музыкальная система, берущая за основу 12 Люй и соответствующая, по сути, пифагорову строю, разметка цитры цинь вела к применению своеобразного строя, опирающегося на натуральный звукоряд. Кроме того, искусство игры на цитре цинь в традиционном Китае предполагало использование в качестве выразительного средства, сопровождающего развитие мелодической линии, различных тембровых вариаций извлекаемых звуков. Для этого исполнителям следовало выбирать нужные точки воздействия на струны, приглушая или, наоборот, акцентируя те или иные гармоники, что собственно и вело к изменению тембра. Для изменения тембра звучания струны использовалось от 13 до 26 способов извлечения звука, типа щипания, поглаживания или касания струны в разных местах. Утонченность этого искусства была такова, что следовало даже контролировать пульсацию крови в кончике пальца, чтобы его нажим на струну был должной степени. В западной музыкальной практике не было ничего подобного.

Отсутствие ладов на цитре цинь позволяло использовать всевозможные приемы плавного изменения высоты воспроизводимого звука, которые тщательно классифицировались. Например, «Инь» («Вибрато»), исполняемое за счет быстрого перемещения пальца левой руки вверх и вниз по струне, подразделялось на «Чан» («Растянутое» — напоминающее «крик голубя, предвещающего дождь»), «Си» («Тонкое» — сравнимое с «доверительным шепотом»), «Яо» («Качающееся» — вызывающее образ «цветов, брошенных в поток и уносимых им») и т.д.

Помимо этого в традиции цитры цинь говорится о восьми видах техники правой руки, определяемых выбором пальца и направлением щипка: «Пи» («Щипать струну большим пальцем по направлению от себя»), «То» («Большим — к себе), «Мо» («Указательным — к себе»), «Тяо» («Указательный — от себя»), «Гоу» («Средним — к себе»), «Ти» («Средним — от себя»), «Да» («Безымянным — к себе»), «Чжай» («Безымянным — от себя»). Мизинец при игре не используется. Из этих восьми техник образуется множество комбинаций.

В независимости от способа извлечения звука оттенки звучания классифицировались по трем категориям: 1) «Саньинь» («Рассеянные звуки» — звучание открытой струны); 2) «Фаньинь» («Плывущие звуки» — звучание гармоники струны, на которой левой рукой слегка касаются гармонических узлов); 3) «Аньинь» («Остановленные звуки» — звучание прижатой струны) или «Шиинь» («Зрелые звуки»).

Возможности интонирования расширялись еще за счет применения микроинтервалов, находящихся между метками Хуэй. Эти микроинтервалы не отмечались на деке, а в ранних табулатурах указывалось только, что надо сыграть ноту выше или ниже какой-либо метки. Более точный выбор микроинтервала определялся интуитивно или устной инструкцией наставника. В эпоху Цин в табулатурах расстояния между этими метками стали подразделять на 10 Фэней. Такое подразделение звукоряда цитры Цинь весьма примечательно и может быть сравнимо с устройством традиционного индийского звукоряда, в котором между восемью ступенями «Свара» («Октавного звукоряда») находится 2, 3 или 4 Шрути, имеющих различную величину и образующих в целом подразделение октавы на 22 микроинтервала. Количество Фэней в октаве варьируется и может быть намного больше. Так, например, от ступени, определяемой открытой струной, до 7-й метки Хуэй, обозначающей октаву, находится 7 интервалов, а значит 70 Фэней.

Игра на цитре цинь требовала особой музыкальной нотации. Считается, что она существовала уже в эпоху Чжоу. Однако известная старейшая запись музыки для Цинь относится к началу правления династии Тан и находится в рукописи «Цзе ши дяо ю лань» («Сокровенная орхидея в тональности мемориальной стелы»). Она имеет форму инструкций «Вэнь цзы пу» («Знаково-иероглифическая нотация»), в которых детально указываются места и последовательности соприкосновений со струнами пальцев левой и правой рук, темп игры, моменты пауз и прочее. В конце эпохи Тан табулатуры для Цинь были усовершенствованы за счет выработки специальной системы идеограмм, верхняя часть которых обозначала позиции прижатия струн левой рукой, а нижняя — защипывания их правой рукой. Эта система записи называется «Цзянь цзы пу» («Сокращенная иероглифическая нотация»). Использовалось еще более двухсот символов, которые представляли способы прикосновения к струнам, длительность звуков, вибрато, глиссандо, изменения темпа и т.д. Отдельная группа иероглифов обозначала порядковые номера пальцев, струн, метки Хуэй и Фэнь. В Европе наиболее ранние табулатуры (для лютни) появились только в XIV в. и были несравненно проще китайских.

Помимо сольной игры, требовавшей исполнения сложных партий, цитра цинь использовалась в храмовых оркестрах, где на ней исполняли сравнительно простую музыку. При этом музыканты пользовались плектром. В конфуцианских храмах было принято размещать трех исполнителей на цитре цинь в восточной и трех в западной стороне зала.

Цитра цинь использовалась не только в инструментальной музыке, но и для голосового сопровождения. При этом изменения интонации голоса должны были согласовываться с изменениями в тембре звучания инструмента.
Умение играть на Цинь с древности полагалось обязательным правилом хорошего тона для благородного мужа, а с периода Сун (960–1127) входило в четверку высших искусств — «Цинь ци шу хуа» («Владение Цинь, игра в шахматы, каллиграфия, живопись»).

Цитра цинь была единственным музыкальным инструментом, который благородный муж считал достойным своего внимания. Умение играть на ней считалось правилом хорошего тона.

Сыма Цянь в гл. 47 «Ши цзи» («Исторические записки») под названием «Кун цзы ши цзя» («Жизнеописание рода Конфуция») сообщает, что и великий Конфуций учился играть на цитре цинь, проявляя изощренные способности в восприятии созданных для нее мелодий. Учитель Конфуция, Ши Сянцзы был недоволен тем, что ученик медленно продвигается в овладении различными техниками исполнительства. Однако как-то раз, разучивая одну из пьес, Конфуций сообщил Ши Сянцзы, что может представить себе ее создателя. Он «высок ростом», имеет «смуглый лик» и «устремленный вдаль взор», подобен «повелителю». Далее Конфуций предположил, что таким человеком мог быть только чжоуский Вэнь Ван. Услышав это, Ши Сянцзы был потрясен. Он поклонился Конфуцию, сказав, что это действительно так. Как говорил ему его учитель, данная песня первоначально называлась «Вэнь Ван цао» («Мелодия Вэнь Вана»).