* Окарина Сюнь 塤

Сюнь 塤 — один из древнейших музыкальных инструментов Китая, типа окарины, его история насчитывает более 7000 лет.

Одна из легенд гласит, что Сюнь был сделан из глины легендарным Бао Синь Гуном, или Фуси – первым из предков-мужчин в китайской мифологии.

Согласно другой легенде, Сюнь произошел от древнего метательного охотничьего оружия. Далекие предки, охотясь на диких животных, часто использовали прикрепленный к веревке камень или комок глины. Некоторые такие комки были полыми и в полете к цели издавали множество свистящих звуков. Большинству людей это нравилось, и впоследствии, они стали специально дуть в полые куски глины и выдолбленные камни.

Согласно традиционной классификации «Ба инь» («8 звуков»), делящей музыкальные инструменты на соответствующие «Восемь материалов» (металл, камень, шелк, бамбук, тыква, земля, кожа и дерево), Сюнь относится к категории «земля». Во времена археологических раскопок в 1977г. в уезде Хэмуду, провинции Чжецзян, был найден Сюнь, возраст которого, согласно радиоуглеродному анализу, составляет более 7000 лет. Данный Сюнь имеет форму шара и всего одно отверстие для пальца. Инструменты с большим числом отверстий, от 1-го до 5-ти, были найдены у деревни Баньбо, провинции Шэньси, возраст которых около 5000 лет. Также были найдены Сюни различных форм, например: шар, груша, яйцо или рыба, в основном с плоским основанием.

Конструкция Сюнь пришла к стандарту во времена династии Шан-Инь (1766-1122 гг. до н.э.), Сюнь принял грушевидную форму с 5-ю отверстиями для пальцев.

Более поздний Сюнь, династии Цин (1644-1911 гг.), из дворцового оркестра императора Цянь Луна (1736-1795 гг.), имеет яйцевидную форму и 6-ть отверстий для пальцев. Его высота 73 мм, а диаметр в широкой части («животе») 70 мм. В конце 30-х годов 20 века, профессор консерватории Цао Чжэн воссоздал древний глиняный сюнь с 6-ю отверстиями для пальцев. Чуть позже профессор Тяньцзиньской консерватории Чень Чжун создал новую версию Сюня с 8-ю отверстиями для пальцев. Новый инструмент сохранил традиционную форму и звук, при этом увеличились его диапазон и сила звука. Ученик профессора Чень Чжуна, музыкант Чжао Ляншань из ансамбля песни и пляски провинции Хубэй, разработал Сюнь с 9-ю отверстиями для пальцев, который стал самым популярным в публичных выступлениях.

Современный Сюнь имеет звуковой диапазон 1,5 октавы, при использовании отверстий для пальцев, и дополнительно около 1-ой октавы вниз с помощью изменения угла дутья в дульце. Инструмент широко используется как сольный и аккомпанирующий в традиционной и современной музыке в Китае, Гонконге и на Тайване. В настоящее время существует немало музыкантов-виртуозов, играющих на Сюне.

Эксперименты с формами Сюня, в целях увеличения звукового диапазона, продолжаются. В настоящее время встречаются следующие разновидности Сюней: «Тыква-горлянка», «Селезень и утка», «Мать и сын», «Сюнь, сжимаемый ладонью» и др.