* Флейта Ди 笛

Ди 笛 (Дицзы 笛子) – традиционная китайская бамбуковая флейта для поперечной игры. Это исконно китайский народный духовой инструмент с очень древней историей.

В 1967 году в озере Гу уезда У Ян провинции Хэнань в результате археологических раскопок захоронений неолитического периода была обнаружена флейта, сделанная из кости хищной птицы, возраст которой на сегодняшний день составляет более 8000 лет. При раскопках гробницы Ханьского Императора Чжан Шама была обнаружена флейта, возраст которой составляет около 2500 лет. В уезде Шуй провинции Хубэй были обнаружены флейты периода «Борющихся Царств» Чжаньго (453-221 до н.э.).

В период династии Хань (206 г. до н.э -220 г.) флейта носила название «Хэнчуй» – поперечная игра, затем «Хэнди – поперечная флейта, сейчас она называется «Дицзы». Со времен династии Суй (581-613 гг.) наиболее известны два вида Ди: «Дахэнчуй» – большая поперечная флейта и «Сяохэнчуй» – малая поперечная флейта. В настоящее время наибольшее распространение получила Ди трех видов: «Дади» и «Цюйди», развившиеся из «Дахэнчуй» и «Банди» – наследница «Сяохэнчуй». «Цюйди» традиционно используется в оркестрах музыкальной драмы жанра «Куньцюй» – это один из Южных стилей. «Банди» – из «Банцзыси» провинции Хэбэй на Севере Китая, применяется в оркестрах музыкальной драмы жанра «Банцзы», это, соответственно, один из Северных стилей.

Современная Ди представляет собой бамбуковую трубку длиной около 450-950 мм и диаметром 20-30 мм. В стенках Ди просверлено обычно 12-13 отверстий, из которых: 1-е (сверху) является дульцем, 2-е – заклеивается очень тонкой тростниковой или камышовой пленкой, последующие 6-7 служат для изменения высоты извлекаемых звуков, а 4-е последних, просверленных в самом нижнем конце трубки, – для ограничения столба заключенного в трубке воздуха (т.е. для подстройки) и для продевания шнурка с кисточками. Близ дульца канал трубки плотно закрыт деревянной пробкой. Во избежание растрескивания, трубка перевязана ниткой более чем в 20-и местах; эти нитяные перевязи (в виде довольно широких – 8-10 мм колец) покрываются черным или красно-коричневым лаком; оба конца ди также покрыты слоем лака или имеют костяные накладки. Кроме «Чжуди» (бамбуковая флейта) существуют: «Тунди» (медная флейта), «Теди» (железная флейта) и «Юйди» (нефритовая флейта).

В настоящее время «Дицзы» является одним из самых распространенных в Китае духовых музыкальных инструментов. Ее очень любит народ, она очень популярна как сольный инструмент, но также является важнейшим духовым инструментом для аккомпанемента театральных постановок, ансамблей и оркестров национальной музыки Китая. «Дицзы» имеет обширный звуковой диапазон, богатое звучание, глубину и очень звонкий, не имеющий аналогов тембр, благодаря используемой звуковой мембране – камышовой пленке «Димо».

Сегодня понятия о Северной и Южной школах игры становятся все более и более расплывчатыми. Можно говорить о чем-то едином. Если добавить к этому эксперименты над новыми приемами игры и их развитие, то, говоря о направлениях, нужно говорить скорее о характере отдельного исполнителя. Таким образом, сформировался образ человека, играющего на флейте, имеющего свой собственный неповторимый характер. Игра на флейте стала развиваться больше не в направлении настроения, а в направлении личности. Поэтому и искусство игры на флейте вышло на совершенно новый уровень. Необходимо достичь гармонии четырех составляющих – «Цин» (Чувство), «Шэнь» (Дух), «И нянь» (Мысль), «Гу» (в значении «Гуци» – Воля), т.е. характер. Соединить и привести в гармонию технику игры и чувства достаточно легко, но соединить ее с «духом» – вот это трудно. Когда человек пытается передать замысел, идею и когда он стремится к картине, сцене – это две разные вещи. Если же вы соединяете настроение и чувство – это называется общий дух, замысел («И цзин»), т.е. мысль, чувство и глубокое значение. Уровень исполнения в результате, с точки зрения искусства, будет на порядок выше. Учитесь, играйте и ищите «И цзин».