Учитель Чжан Цзыцянь
張子謙 Zhang Ziqian
«琴者,樂之統也» «В цине вся музыка…»
Чжан Цзыцянь (張子謙) при рождении Чжан Ичан (張益昌), родился 29 августа 1899 года по лунному календарю в г. Ичжэн, провинции Цзянсу. Его родители рано умерли. В 7 лет он стал учеником господина Сунь Шаотао (孫紹陶) — мастера «Гуанлин циньпай» (廣陵琴派) «Гуанлинской школы цинь». Когда будущему мастеру было 13 лет, дядя купил ему цитру цинь и вместе с двумя двоюродными братьями он официально прошёл церемонию Байши (拜師), став близким учеником мастера Сунь и его внуком.
Братья не были особенно заинтересованы в учёбе и не добились успехов, а Чжан Сянь (張先) напротив питал особое влечение к цитре цинь и учился очень серьёзно, кропотливо разбираясь во всех тонкостях и вкладывая в практику все силы и время. Начав с простой пьесы «Сяньвэн цао» (仙翁操) «Даосский отшельник», Чжан Сянь очень быстро овладел базовыми приёмами, а через несколько лет хорошо овладел такими пьесами Гуанлинской школы, как «Лун сян цао» (龍翔操) «Парящий дракон», «Мэй хуа сань нун» (梅花三弄) «Тройное цветение сливы» и «Пин шало янь» (平沙落雁) «Дикие гуси падают на тихую отмель». Мастер Сунь очень хвалил его: «Есть-таки талант!», а иногда даже заявлял: «Ты превосходишь меня!»
В 1922 году, будучи 22 лет от роду, мастер Чжан покинул родной город и уехал в г. Тяньцзинь, где устроился практикантом в банке Чжунфу, а позже стал клерком. В этот период он был вынужден прервать свои занятия. «Приехал в Тяньцзинь и пять лет не брал в руки цитру цинь» (客津沽輟彈五載).
Позже мастер Чжан переехал в Шанхай, где работал на соляном складе в районе Пудун. «Приехал в Шанхай, взяв с собой цитру цинь, и только тогда нашлось время немного поупражняться» (此来海上,携琴自随,始得時一温理). Почти сразу в Шанхае Чжан Цзыцянь нашел единомышленников, мастеров игры на цитре цинь. Ими были знаменитые мастера Чжа Фуси (查阜西) и Пэн Чжицин (彭祉卿). Музыканты начали часто общаться, обмениваться опытом и быстро стали очень близкими друзьями. Они считали, что если им удавалось поиграть на цитре цинь, то день прожит не впустую.
Осенью 1934 года в кругах знатоков и любителей цитры цинь их стали называть «Пудун саньцзе» (浦東三杰) «Три героя Пудуна», они – непревзойдённые мастера игры на цитре цинь 20-го века.
Чжа Фуси превосходно исполнял пьесу «Сяосян шуй юнь» (瀟湘水雲) «Воды и облака реки Сяосян», за что его стали называть Чжа Сяосян (查瀟湘), Пэн Чжицин отличался прекрасным исполнением пьесы «Юй гэ» (漁歌) «Песня рыбака», благодаря чему его называли Пэн Юйгэ (彭漁歌).
Чжан Цзыцянь превосходил других в исполнении пьес «Мэйхуа сань нун» (梅花三弄) «Тройное цветение сливы» и «Пин шало янь» (平沙落雁) «Дикие гуси падают на тихую отмель», но выдающимся было его исполнение «Лун сян цао» (龍翔操) «Парящий дракон», за что он и получил своё имя Чжан Лунсян (張龍翔).
В 1936 году три мастера в честь известнейшего минского мастера игры на цитре цинь — Янь Тяньчи (嚴天池) основали новое направление игры на цитре цинь «Юйшань циньпай» (虞山琴派) «Юйшаньская школа цинь» (Юйшань – гора в пров. Цзянсу).
1 марта 1936 года в Сучжоу, с целью воодушевить современников на возрождение искусства игры на цитре цинь мастера официально основали общество «Цзиньюй циньшэ» (今虞琴社) «Современное общество последователей Юйшаньской школы» которое полвека оказывало огромное влияние на всех ценителей цитры цинь. Шанхайские единомышленники объединились и у всех любителей цитры цинь в стране появилась возможность обмениваться информацией и учиться друг у друга, несколько десятков человек сплотились, занимаясь единым делом. Это был их личный этап процветания и развития в жизни и не имеющая прецедентов в прошлом деятельность.
Так как членов шанхайского общества было довольно много, ездить всем в Сучжоу стало неудобно, и тогда был открыт филиал в самом Шанхае. Квартира мастера Чжана в Пудуне на улице Чуньцзянлу (春江路) в доме 17 стала шанхайским адресом общества «Цзиньюй циньшэ». С этого момента в свободное от работы время он всю свою энергию и душевные силы посвящал игре на цитре цинь. Он полностью сосредоточился на практике, основным смыслом его жизни стала цитра цинь, друзья-единомышленники и созданное ими общество.
Вскоре после основания общества разразилась война сопротивления японским захватчикам. Мастер чувствовал смуту войны, нестабильность во всём и понимал, что все знания о цитре цинь крайне необходимо записать, чтобы в будущем их могли изучать. Так появилась на свет идея написать книгу «Цаомань со цзи» (操縵瑣記) «Сочинение о настройке струнных инструментов».
В предисловии книги он писал: «…. В сложной ситуации живёшь одним днём. Думая о будущем, не знаешь, что будет дальше. Как же сделать так, чтобы собранные воедино снова не разбрелись, победители снова не ослабели? Вот почему каждый сегодняшний поступок достоин того, чтобы остаться в памяти. С 21 августа 1936 года всё что касается, цитры цинь (игры, упражнений, исследований, встреч, мероприятий), не важно было ли это чем-то масштабным или нет, я всё стал записывать, чтобы ничего не забыть. Я надеюсь, что люди, посвятившие свою жизнь практике на цитре цинь, никогда не потеряют друг друга из виду, и беседы о цитре цинь никогда не утихнут, поэтому я никогда не прекращу свою работу. День за днём, год за годом, если я смогу держать в руках ручку и записывать, то через 10-20 лет этот труд будет заслуживать вашего внимания. Хотя мой письменный труд недостаточно серьёзен, однако я излагаю факты, а красота литературного произведения всегда выше замысла. Если когда-нибудь мои записи превратятся в длинное произведение об истории цитры цинь, то возможно на него будут ссылаться другие великие и высокообразованные люди».
В 1937 году в свет вышло печатное издание Общества «Цзиньюй цинь кань» (今虞琴刊) «Цинь общества Цзиньюй» объёмом 300 тысяч иероглифов и с рядом ценных фотографий. Его содержание включало теорию игры на цитре цинь, историю цитры, различные музыкальные пьесы, факты, связанные с цитрой цинь, литературу о цитре цинь и прочие разделы. В нём был собран богатый материал о современных исполнителях, обществах, стихи о цитре цинь. Также издание ратовало за то, чтобы используя современные знания о музыке, собрать воедино и упорядочить и систематизировать музыкальное наследие циня, чем оказало немалое влияние на всё сообщество любителей цитры цинь. Издание этого журнала стало первым масштабным трудом Чжан Цзыцяня и его соратников на пути сохранения и развития традиции цитры цинь.
С 1938 года до «Культурной революции» (文革), почти 30 лет Чжан Цзыцянь не переставая вёл записи, отражая дух того времени в мире практикующих игру на цитре цинь, в культурно-просветительских и даже торгово-промышленных кругах, записывал все события общества «Цзиньюй циньшэ», культурных кругов Шанхая и даже описывал всё, что было связано с цитрой цинь в масштабах всей страны.
С позиций сегодняшнего дня эта книга не только может компенсировать недостаток исторических источников в области музыкальной культуры, но и позволяет понять точку зрения в искусстве Чжана Цзыцяня и других мастеров игры на цитре цинь, их интересы в изучении традиции. Книга содержит множество важных материалов, которые вплоть до сегодняшнего дня остаются крайне ценными. Поэтому очень важно глубоко исследовать этот труд мастера.
21 августа 1938 года элита общества «Цзиньюй циньшэ» впервые собралась в актовом зале пансиона Губай (古柏) в Шанхае. Позже такие встречи стали проходить ежемесячно. С июля 1939 года так же добавились небольшие собрания еженедельно. Обсуждали музыкальные пьесы для цитры цинь, обменивались мастерством и новостями. В то время мастер Чжан познакомился со многими музыкантами и завязал с ними прочную дружбу.
4 января 1941 года общество «Цзиньюй циньшэ» выступило с концертом в землячестве района Пудун. Мастер Чжан назвал это выступление первым крупным мероприятием общества. В «Сочинении о настройке струнных инструментов» можно прочесть такой момет о деятельности Общества: «Сегодня наше общество начало выступать. После более 10-ти дней приложенных усилий все дела наконец улажены. Все билеты распроданы… Купивших билеты очень много, все уже распродано, и нет другого способа как только попросить остальных оставить свои адреса, чтобы в следующем месяце, когда состоится новая встреча, разослать приглашения, чтобы они могли придти и послушать, только тогда все, кто расстроен (из-за отсутствия билетов), тоже смогут придти. До пяти часов зал для выступлений приводили в надлежащий вид. На сцене поставили ширму с восемью створками, четыре высоких столика, так же расставили в разных местах пэньцаи (бонсай) и вазы, чтобы было эстетично и изыскано. Ещё поставили усилитель звука, потому что боялись, что сидящим в задних рядах будет плохо слышно. В 7 часов гости стали заходить в зал… Во время выступления всё шло очень отлажено, не было никаких заминок, хотя на самом деле этого было очень трудно добиться». Подобного собрания в то сложное для страны время поистине было «трудно добиться».
Дальнейшая военная смута привела к тому, что Общество было вынуждено временно прекратить свою деятельность.
После года полного молчания Общество «Цзиньюй циньшэ» постепенно возобновило свою деятельность. Однако в условиях военного времени интеллигенция не испытывала оптимизма, многие музыканты спасаясь разъехались кто куда. Мастер Чжан в своей книге «Сочинение о настройке струнных инструментов» писал о том времени, тяжело переживая его: «Ах, почему же счастливые времена обычно мимолётны, мир вокруг меняется, когда приходит новость о войне, мастер У Цзя (午嘉) укрылся в провинции Хубэй; Мастер Лю Силу (柳希廬) уехал в Гуйчжоу; Братья Чжа Фуси и Пэн Чжицин отправились в Юньнань. Остальные тоже разъехались кто куда, так, что и не соберёшь снова вместе. Тропа к нашему Обществу заросла. Те, кто остался, спрятали свои цитры, спрятали ноты, многие оказались в бедственном положении и не практикуют игру на цитре цинь уже почти полгода. Оглянулся назад на старых друзей и на сердце стало холодно, потому что в прошлом всё было прекрасно и похоже, что этого не вернуть… Неожиданно этой весной старые друзья понемногу снова стали собираться вместе, вновь объединились более двадцати человек и тогда наше общество любителей цитры цинь продолжило свою деятельность».
В 1956 году Чжан Цзыцянь был приглашён исполнителем на цитре цинь в национальный оркестр Шанхая, с которым он часто выступал на сцене и записывался на пластинки.
В 1961 году мастера Чжан Цзыцянь, Чжа Фуси и Чэнь Цаонун (沈草農) написали совместный труд «Гуцинь чуцзе» (古琴初階) «Гуцинь — первые шаги» напечатанный музыкальным издательством.
В 1988 году мастер Чжан Цзыцянь был приглашён в качестве почётного профессора в Тяньцзиньскую музыкальную консерваторию 天津音樂學院, где он внёс огромный вклад в теоретическое исследование, изучение приёмов игры и преподавание музыки цитры цинь.
В том же 1988 году молодая преподаватель консерватории Ли Фэнъюнь на официальной церемонии стала его почётной и последней ученицей, а в дальнейшем главной наследницей традиций Гуанлинской школы в Тяньцзине.
Великий Мастер и Наставник Чжан Цзыцянь ушёл 5 января 1991 года на 92 году жизни. Будучи истинным носителем традиции он сохранил её и сумел передать своим ученикам, многие из которых стали настоящими мастерами Гуанлинской школы. Одними из лучших среди них являются мастера — Ли Сянтин, Чэн Гунлян и Ли Фэнъюнь.
Перевод с китайского: Марины Москаленко.